четверг, 22 мая 2008 г.

Продающий дизайн (часть 1)

Задача: помочь посетителю нашего магазина купить то, что ему надо.

Проблема выбора


Если надо сделать выбор в пользу какого-то технически сложного устройства, выбирая из множества, я теряюсь. Точнее теряюсь при определенном условии: если нет возможности изучить характеристики, ознакомиться со сравнительными тестами, независимыми мнениями (или если все это представляет собой слишком уж большое количество информации), когда единственным советчиком может быть продавец таких устройств.

Продавец — лицо заинтересованное. Причем, заинтересованное даже не в количестве проданных единиц товара в месяц, а в размере выручки. И конечно, продавец грезит продажами высокомаржинальных товаров, с которых компания получит больше прибыли, а сам продавец — более высокое вознаграждение.

Цитата из книги про основателя Евросети, крупнейшего в России ритейлера сотовых телефонов и т. п.:
Чичваркин послал сотрудникам своей компании очередное цветное письмо, в котором написал следующее: «Модные модели нам не грузят, а бизнес с Vertu хотят отдать друзьям своих сотрудников... Поэтому с 23 августа з/п за телефоны Nokia будет равна 0 (нулю) по всем странам СНГ. Телефоны Nokia должны стоять без описаний на дальней полке, продаваться только в том случае, если покупатель настаивает...
Ведь для своей жены и детей хороший продавец — это тот, кто хорошо зарабатывает, продавая те или иные товары и получая процент с их стоимости. А если процент на разные товары — разный? То есть проблема даже не в том, что хороший продавец убедит вас приобрести максимально дорогую вещь из всех вам подходящих, а в том, что под всеми мыслимыми и немыслимыми предлогами будет впаривать тот товар, с которого ему причитается больший процент.

От интернет-магазина, как и любой другой системы типа «а теперь компьютер скажет нам правильный ответ», обычно ожидаешь не только хорошего описания товаров, но и удобного фильтра по характеристикам и возможности сравнить товары между собой. Не все интернет-магазины могут предложить такой функционал, но даже его часто бывает недостаточно, чтобы покупатель принял решение здесь и сейчас (и чтобы два раза не вставать, положил приглянувшийся товар в корзину).

Во-первых, из скупых цифр спецификации не всегда понятно, какое конкретно качество означают эти цифры, и не та ли это функция, на качество которой нам вообще плевать. (Собственно, все дальнейшее с камерой понятно: делаем режим «фотоаппарат», оказывается, что матрицы не хватает, начинаем увеличивать матрицу и цену.) Описания же обычно представляют собой текст, расхваливающий товар без оглядки на характеристики более дорогих/дешевых девайсов или таких же, но от других производителей.

Во-вторых, интернет-магазины, бывает, посещают такие товарищи, для которых цена мобильника/ фотокамеры/ ноутбука составляет малую часть месячного дохода, и решение о покупке они готовы принять на основе общих рекомендаций. Особенно, если выбирается подарок. 52-метровые рулоны спецификаций отпугнут такого посетителя, и он уйдет на более гостеприимные сайты, откликающиеся в яндексе на запросы типа «легкий ноутбук для девушки».

Следовательно, нужно вводить тэги. Как это, на мой взгляд, должно быть реализовано, я напишу в следующей заметке.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Телефоны Nokia должны стоять без описаний на дальней полке, продаваться только в том случае, если покупатель настаивает...

Значит ли, что в интернет магазинах, лучше удалить описания сотовых телефонов Nokia или показывать только для зарегестрированных пользователей?