вторник, 15 июля 2008 г.

Продающий дизайн (часть 2)

Данная запись является продолжением заметки "Продающий дизайн (часть 1)", в которой описывается связанная с дизайном интернет-магазинов проблема.

Не все тэги одинаково полезны


Тэги, проставляемые обычными пользователями, подойдут для определения связи между теми или иными объектами и будут полезны в первую очередь не другим пользователям, а владельцам интернет-магазина или сервисов типа яндекс-фоток.

В интернет-магазине это приведет к появлению строчки: "Если вас заинтересовал вот этот тостер, то вам будет полезно знать: в нашем магазине есть тостеры от других производителей, вот такая электро-яйцеварка и чайник такого же цвета, как выбранный вами тостер". Покупатель еще побродит по сайту и, глядишь, выберет тостер подороже или положит в корзину еще и яйцеварку.

А на каком-нибудь фотосайте: "Любите котят и черно-белые фотографии? Вот, пожалуйста, смотрите еще (у нас их тысячи)". Пользователь листает фотки с мокрыми кисками, реклама крутится, все счастливы.

Примечание: далее в качестве примера технически сложных товаров будут рассматриваться в основном ноутбуки.

Также мало смысла для посетителя интернет-магазина в тэгах, которыми наградит товары маркетолог. Сможет ли маркетолог правильно выделить "оптимальное предложение" из всей товарной линейки? Будет ли он высчитывать количество герц, мегабайт, минут аккумулятора на 1 доллар, если у него на складе куча ноутбуков, которых просят потесниться старшие браться по кремниевому разуму. Что надо продать, то и будет "оптимальным" предложением. Понятие "самый тонкий" — это вообще чисто рекламный ход.

Если все важные параметры ноутбука указаны в отдельных ячейках, по которым можно фильтровать и сортировать полный список имеющихся в магазине ноутбуков, в половине тэгов отпадет необходимость. Если пользователь выберет такие критерии как небольшой вес и габариты (диагональ экрана), а также продолжительное время работы от батареи, то он автоматически получит полный список "мобильных" ноутбуков, где уже сможет выбрать "оптимальный" вариант по цене. Независимо от того, поставил какой-нибудь маркетолог галочку или нет.

Если для каждого ноутбука указаны возможные цвета и есть несколько фотографий, то в списке легких ноутбуков мы всяко заметим нечто с симпатичным дизайном и большим выбором цветов, т. н. "девчячий" вариант. Как "новинки" можно автоматически отмечать товары, вышедшие на рынок недавно, как "устаревшие" — товары того же класса от того же производителя, к которым уже подоспели новые версии. И так далее.

То есть, если описания всех товаров одной категории перенести в сводную таблицу с хорошим инструментарием для фильтрации и сортировки, то достаточно лишь ассоциировать определенные правила фильтрации с определенными тэгами (качествами, комплексными характеристиками), и мы получим автоматическую, всеобъемлющую и объективную выборку из всего ассортимента товаров по интересующему покупателя тэгу.

Проблема в том, что остается вторая половина тэгов, к которым трудно автоматически привязать те или иные товары. Такие как "высокая надежность", "удобство и простота эксплуатации" и в том же духе. Все это выясняется через некоторое время - специалисты по железу выкладывают свои отчеты, в некоторых магазинах появляются данные о проценте возврата, где-то проскакивает информация о загруженности сервис-центров. Но инфа эта появляется не для каждого товара, плюс, с отставанием от момента начала продаж.

Высокую надежность можно связать с такими производителями как Sony, Asus и т.п., но а) и на старуху бывает проруха, б) середнячки выпускают удачные модели, в) аутсайдеры перестают быть таковыми (или уходят с рынка). На случай, если товары с брендами качества не оправдывают ожиданий или превосходят их, должна быть предусмотрена возможность, например, лишить отдельные модели брендовых привелегий.

(Технически при выборе тэга "высокая надежность" модели будут подбираться не по наличию в поле "производитель" слов Сони или Асус, а по наличию словосочетания "высокая надежность" в поле примечания, которое будет прописываться там по умолчанию при добавлении нового товара от Сони или Асус.)

В общем, в моем видении идеальный дизайн интернет-магазина технически сложных товаров должен выглядеть следующим образом. На странице каждой товарной группы:
- Таблица, в каждой строке которой - отдельная модель, а столбцах которой - характеристики модели с возможностью упорядочить список по данной характеристике.
- Форма для ввода критериев фильтрации.
- Список тэгов, при выборе которых будут либо подставляться критерии в форму, либо будет сразу же выводиться отфильтрованная таблица. В идеале должна быть возможность выбрать сразу несколько тэгов, если их критерии фильтрации не противоречат друг другу.

2 комментария:

Бизнес комментирует...

В большинстве случаев, покупки проходят спонтанно-интуитивно. Даже если человек специально решил выбрать товар самый-самый. На заре перестройки, один владелец магазина проводил эксперимент. В двух половинках магазина выставил один и тот же товар по разной цене. Продажи 50 на 50. Один покупатель считает, что если товар стоит дороже - значит он лучше. Другой - зачем переплачивать, когда можно взять дешевле.

Радкевич С. комментирует...

Во, во, Бизнес, я был и лучше не сказал... Кому то дорого-хорошо, кому то дорого - плохо... Люди то разные.